«Джаз — идеальная метафора нашей жизни». Интервью с создателями анимационного фильма «Душа»

0 61
Пит Доктер, Кемп Пауэрс и Дана Мюррей о букетах идей, непростой жизни и мультфильме для каждого из нас.

В прокат вышел анимационный фильм «Душа» от студии Pixar, уже известного после полученного «Оскара» Пита Доктера, автора «Головоломки», и его соавтора Кемпа Пауэрса, чья история отчасти воплотилась в истории главного героя. Сюжет этого мультфильма пересказать довольно просто: музыкант-неудачник впадает в кому, встречает в догробном мире язвительную душу Двадцать Два, и вместе они постигают все прелести жизни как таковой. Сложнее пересказать те эмоции и мысли, которые рождаются при просмотре «Души». Этот мультфильм хоть и говорит об очевидном, но делает это так, что даже если у вашей души только одна струна, она будет задета. Впрочем, разговор с создателями картины — режиссёром Питом Доктером, сорежиссёром Кемпом Пауэрсом и продюсером Даной Мюррей — получился не таким высокопарным, а вполне даже житейским.

Душа

Должна сказать, что «Душа» — это мой любимый мультфильм Pixar теперь. Потому что, как мне показалось, он в первую очередь говорит со взрослой аудиторией, со мной о проблемах, которых не бывает у детей. Отсюда и вопрос: вы уверены, что «Душа» — это детский мультфильм или хотя бы мультфильм для всей семьи?

Пит Доктер: Вот это было приятно услышать. Но могу сказать, это совершенно точно фильм не ТОЛЬКО для детей. Я не раз замечал, что у людей есть такое ошибочное представление, что если что-то нарисовано, то это для детей. Хотя для этого нет ни единого повода, разве что анимационная индустрия именно для взрослых как таковая почти исчезла. Но что касается «Души», мы действительно нацелились попасть в каждого зрителя. Сама тема фильма собрана из важнейших вопросов о нашей жизни, но, очень на это надеюсь, в нём достаточно юмора, ярких красок, экшена. Так что он подойдёт и для детей совершенно точно.

Дана Мюррей: У нас у всех есть дети. Мои помладше, чем у остальных. Поэтому мы всегда держим в голове их интересы на протяжении всего процесса создания фильма. Я согласна с вами: наша история исходит из наших личных, даже можете сказать эгоистичных, соображений, о чём бы мы хотели поговорить и каким фильмом мы бы сами хотели насладиться в кинотеатре. Но мысли о детях всегда идут параллельно с мыслями о себе. Мы делали показы для детской фокус-группы, причём на довольно раннем этапе создания «Души», просто чтобы убедиться, что движемся в правильном направлении, а не наивно полагаем, что дети поймут, а что нет. И знаете, что на подобных показах впечатляет больше всего? Дети оказываются самыми умными зрителями из тех, что находятся в зале. Это родители решают, что их дети чего-то не поймут. А дети реагируют примерно так: «Погодите! Я же сказал, что всё понял». Так что за эту аудиторию мы спокойны.

«Джаз — идеальная метафора нашей жизни». Интервью с создателями анимационного фильма «Душа»Главного героя в мультфильме озвучил актер Джейми Фокс

Пит, когда вы рассказывали в своих интервью о том, как придумывали «Головоломку», вы говорили, что хотели показать современный мир глазами ребёнка. Но я посмотрела «Душу» и подумала: а что, Джо Гарднер не ребёнок, что ли? Да, он внешне взрослый мужчина, но наивен и живёт одной лишь мечтой. И его встреча с душой Двадцать Два это словно встреча ребёнка с опытным взрослым.

Пит Доктер: Это любопытное суждение. Мне кажется, Джо, каким он предстаёт на экране, унаследовал какие-то черты от Джейми Фокса, который озвучивает героя. Джейми 53 года, а у него хватит энергии, чтобы осветить целый город, пока я только разгоняюсь что-то сделать. Кемп, а ты что скажешь?

Кемп Пауэрс: А? Что? Простите, я отвлёкся. Мне только что сказали, что Обама опубликовал в Twitter список своих любимых фильмов, и в нём есть «Душа»!

Дана Мюррей: Вы правильно заметили, Двадцать Два — это древняя душа. По нашему сценарию, она живёт на этом свете, хотя правильнее будет сказать в мире «До жизни», дольше, чем кто-либо. Она 22-ая душа, появившаяся с тех пор, как души вообще стали появляться. Так что она определённо разбирается в некоторых вещах получше многих.

Пит Доктер: Джо Гарднер истово верит в своё предназначение, в то, что ему свыше назначена цель в жизни: он был рождён играть джаз, и каждый раз, когда до этого доходит, он отдаётся делу со всей страстью и неутомимой энергией. И вот так он живёт, не обращая внимания на всё остальное. А Двадцать Два, наоборот, спокойная, циничная, хотя мы все понимаем, что это лишь такая броня, потому что в глубине души она боится, а вдруг она просто не достойна стать человеком. Взаимодействие между этими двумя кардинально противоположными героями и рождает весь юмор. Они помогают друг другу развиться. Конечно, мы немало погружаемся и в философские материи, но, надеюсь, всё же сохраняем весёлый настрой.

«Джаз — идеальная метафора нашей жизни». Интервью с создателями анимационного фильма «Душа»Душа

Подтверждаю, я немало смеялась. Но я всё же уточню, что я имела в виду, говоря, что Джо ребёнок. Он инфантилен и из-за этого лишён того опыта, который обычно бывает у людей его возраста. И в течение фильма он, как мне показалось, как раз и вырастает, взрослеет.

Кемп Пауэрс: Я слышал даже такое выражение, что все американцы ведут себя как дети, потому что верят в «сказочные мечты» вроде той, в которую верит Джо: что он однажды окажется на сцене и станет великим. И в фильме звучит эта мысль, что вот так слепо следовать за своей мечтой можно лишь до определённого возраста, а потом неплохо бы стать более практичным человеком. И мы как раз начинаем с того, что Джо находится в той точке своей жизни, когда он уже подзатянул с реализацией своей мечты, согласно мнению людей, которые его окружают. Но именно поэтому Джо находит отклик во многих зрителях и во мне в частности. По сути, мы в Джо отразили мой жизненный опыт: как я добивался, чтобы писать для Голливуда. Так что я понимаю, о чём вы спрашиваете, но я бы хотел верить, что история Джо по-своему уникальна. Я бы не сказал, что Джо — ребёнок. Он просто настойчиво следовал за своей мечтой даже тогда, когда большинство людей уже бы давно опустили руки.

Пит, когда вы делали «Головоломку», вы вдохновлялись жизнью своей дочери. Тут у вас была история Кемпа. Были ли какие-то ещё источники вдохновения для создания «Души»?

Пит Доктер: В этом мультфильме есть и моя личная история тоже. Я обожал анимацию с самого детства. Я страстно и неутомимо работал над тем, чтобы это стало моей работой. Но вот мы представили «Головоломку», и — кажется, это произошло сразу после того, как я побывал в России — я задумался: «А что мне делать дальше? Вот ко мне пришёл этот невероятный успех, о каком я даже не мог мечтать, когда был ребёнком. Мне надо сейчас стараться ещё сильнее или что? Расслабиться?» Мне надо было разобраться, что в таких случаях человеку делать со своей жизнью. И это рассуждение мы поместили в саму основу сценария: вот Джо наконец признали в крутом джазовом коллективе, он преуспел, получил то, чего всегда хотел. Но удовлетворён ли он настолько, насколько это ему представлялось в мечтах? Мне кажется, жизнь чуть посложнее, чем просто набор вот таких причин и следствий. Нам говорят постоянно: найди то, что тебе действительно нравится, следуй за мечтой, добейся успеха в этом и тогда ты будешь счастлив. Но на деле это не такая уж правда… И всё это есть в «Душе».

«Джаз — идеальная метафора нашей жизни». Интервью с создателями анимационного фильма «Душа»За «Головоломку» Пит Доктер получил «Оскар»

Если переходить на техническую сторону «Души», вы в Pixar всегда стремитесь придумать и показать что-то необычное, новое в своих фильмах. И если условную лестницу в небо мы уже не раз видели в фильмах в самых разных трактовках, то вот мир «До жизни» или «Великое До» зрители, кажется, увидят впервые.

Пит Доктер: Вы правы, мы не нашли ни одного референса в кино, когда придумывали наш мир «До жизни». Существует немало религиозных поверий и представлений о том, что с нами случится, когда мы сыграем в ящик. Но вот откуда мы в мир приходим, как формируется наша личность — эти предположения, мне кажется, не слишком-то исследованы. Так что мы немало наслаждались, создавая эту часть мультфильма: придумывать мир «До жизни» к нам присоединились, кажется, все наши сотрудники. Мы с самого начала решили не относиться ни к одной идее предвзято. И таким образом насобирали целый букет предположений, каким может быть этот мир. Будет лишний часок, позвоните, я расскажу вам, какие невероятные задумки там были. Начиная от целой подробной вселенной со своими правилами, продуманной до деталей и даже текстур, заканчивая простейшими идеями, где «Великое До» — это просто свет, который просачивается в человека и наполняет светом его самого. Но самое прекрасное — это то, как всех захватила идея существования вот такого мира.

Сейчас будет самый очевидный вопрос, но всё же. Почему вы в качестве музыкального сопровождения выбрали джаз?

Кемп Пауэрс: Честно, мне кажется, что джаз — идеальная метафора ключевой темы нашего фильма. Джаз — это же музыка импровизаций. И мы своим фильмом хотим сказать, что жизнь сама по себе подталкивает вас к тому, чтобы вы импровизировали. Невозможно контролировать жизнь так, чтобы она шла исключительно по заданному вами курсу. Но в ваших силах взять от жизни всё, что вы можете получить на этом пути, и превратить это во что-то значимое или прекрасное. Так что я думаю, джаз как форма искусства прекрасно отражает нашу концепцию.

«Джаз — идеальная метафора нашей жизни». Интервью с создателями анимационного фильма «Душа»Душа

Именно такого ответа я и ожидала. Но тогда поясните вот что: на протяжении почти двух часов вы, авторы фильма, ведёте нас к простейшему выводу, что мы все должны наслаждаться каждой секундой своей жизни. То есть получается, что «Душа» — это тот тип фильма, где путь важнее результата?

Пит Доктер: Да, так и есть. Возвращаясь к теме джаза, хочу рассказать историю, которую в своё время рассказывал Херби Хэнкок [американский джазовый пианист и композитор] о своём дуэте с Майлзом Девисом [американский джазовый трубач]. Однажды, когда он думал, что облажался, взяв «неправильный» аккорд, Майлз исполнил на трубе пару нот, и этот аккорд превратился в «правильный». Мелодия сложилась. Тут важно, что Майлз не оценивал эту ситуацию как правильную или ошибочную, он просто сказал: «О, можно попробовать что-то новенькое». И они вместе превратили эту «ошибку» в ценный эпизод. Вот и жизнь такая же: мы можем сражаться с огромным количеством неприятных вещей, множество вещей мы вообще не можем контролировать, но только у нас самих есть возможность превратить всё, что с нами случается, во что-то полезное, стоящее, даже чудесное. И это то, что мы действительно пытаемся передать через наш фильм.

Дана Мюррей: Но должна сказать, что самое последнее, что мы скорректировали в нашем фильме, это как раз фразу «Я буду наслаждаться каждой минутой своей жизни». Потому что мы поняли, что она звучит нереалистично. Мы изменили это на «Я буду проживать каждую минуту своей жизни». Потому что в жизни есть и грусть, и злость, и куча других неприятных вещей, которые мы вынуждены также переживать, порой даже через боль. Но это тоже нужно принять. И нашим намерением было донести и эту мысль до зрителя.

«Джаз — идеальная метафора нашей жизни». Интервью с создателями анимационного фильма «Душа»Душа

К сожалению, надо заканчивать. Поэтому предлагаю закончить вашей рекомендацией российским зрителям, как нужно смотреть «Душу»?

Дана Мюррей: Это в пару слов не уложить, но я попробую… Проживите этот фильм.

Фото: Legion-Media
Вероника Скурихина

интервью
Душа
Головоломка
Пит Доктер
Джейми Фокс
Кемп Пауэрс
Дана Мюррэй

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.